Замужество, рождение ребенка — самые важные вехи в жизни любой женщины. Какая из юных красавиц не мечтает о прекрасном принце и свадебном наряде, в котором принц поведет ее под венец. Не удивительно, что каждая невеста подходит с особой тщательностью к выбору свадебного платья, в котором она будет выглядеть ослепительно прекрасной на свадебной церемонии. По установившейся традиции, классическое платье невесты должно быть белого цвета, хотя цветовая палитра оттенков не ограничена, возможны и разнообразные стилевые решения при создании свадебного шедевра. Важной частью свадебного наряда считается фата.
История свадебного наряда прошла долгий путь, насчитывающий не одно столетие. С ходом времени подвенечные платья, соответствуя моде, культуре конкретного народа и эпохе, могли менять фасоны, цвета, но одно оставалось неизменным — это был самый прекрасный наряд любой женщины, символизирующий любовь и надежду на счастье и благополучие в будущей семейной жизни.
Большое внимание во все времена уделялось проведению свадебной церемонии. У каждого народа на протяжении многих веков существовали свои традиции, взгляды и понятия на свадебный наряд девушки. С древних времен наряд богатых невест шился из самых лучших и дорогих тканей, расшивался золотом да жемчугами. Для невест низкого происхождения брались ткани попроще, в качестве украшения зачастую использовали цветы.
Древнегреческую невесту одевали в длинное белое платье из легкой ткани, скрепленное красивыми застежками на плечах («пеплос»). Голову невесты венчал лавровый венок. Весь наряд символизировал чистоту и целомудрие невесты. В древнем Египте наряд состоял из куска дорогой материи, обернутого вокруг фигуры невесты. Особое внимание уделяли украшениям, наполненным символическим смыслом — перстням, поясам, диадемам. В эпоху средневековья длинное узкое платье невесты дополнялось длинными, свисавшими почти до пола рукавами. Практически неизменной деталью оставался глубокий остроугольный вырез. Шлейф и вуаль — обязательные атрибуты такого наряда. Богатые невесты предпочитали платья красного, пурпурного цвета, а вот платья бедных девушек были коричневых и бежевых цветов. Заметим, что свадебная мода, как и термин «свадебное платье» появились намного позже, до этого платье, в котором невеста шла под венец, называлось подвенечным, обряд бракосочетания проходил в церкви.
Эпоха Возрождения привнесла новизну и в наряд невесты. Платье не скрывает фигуру, мягкие ткани подчеркивают естественные линии тела, а от линии талии спускаются легкими складками книзу до самых щиколоток. В моде атласные белые платья и наряды из серебристой парчи, украшенные вышивкой и жемчугами. Такая модель выдержала испытание временем и стала классикой подвенечного наряда. В эпоху Рококо наряд невесты с многослойными юбками, рюшами, складками стал еще пышнее, сложнее. Утяжелял наряд напудренный пышный парик. В эпоху Ампира тяжелым громоздким нарядам предпочли легкие прямые платья с завышенной талией из белого атласа. Дополняли наряд высокие перчатки. Позже вернулись пышные юбки и кринолин, однако кружева, оборки и другие детали присутствовали уже в меньшем количестве. Считается, что появлению традиционного белого подвенечного платья Европа обязана королеве Виктории, которая на собственной свадьбе (10.02.1840 г.) была одета в белый пышный кринолин с кремовым оттенком. С этого времени началась история свадебной моды.
Мир моды быстр и переменчив, модные тенденции коснулись и свадебных туалетов. К началу 20 столетия в женских нарядах исчезла пышность и излишняя помпезность, юбки стали прямыми, исчезла мода на корсет. В 20-е появилась мода на «укорачивание» подвенечных нарядов до щиколоток. Правда, сзади платье по-прежнему было длинным, часто снабжалось шлейфом. Шились наряды из шелка и атласа, украшались жемчугом и стеклярусом. Мода 30-х характеризуется лаконичностью кроя и минимумом украшений в виде кружева, стекляруса и т.д. Наряд невесты дополняли высокие перчатки и элегантные шляпки.
Свадебная мода 40-х сохранила минимум декора, юбки были не очень широкие, декольте — не слишком глубокое, с помощью подплечников искусственно расширялась линия плеча. в 50-е наряду с классическими подвенечными платьями, популярным силуэтом у невест была расклешенная юбка ниже колен. При этом обязательно подчеркивалась талия. Отличительная особенность свадебных нарядов 60-х — короткие наряды выше колен с завышенной талией и юбкой-трапецией. Менее смелые невесты предпочитали платья до колен. Хотя основным атрибутом наряда была фата, платья могли быть не только белыми, но и цветными, особой популярностью пользовался гипюр. Мода на длинные, но не слишком пышные свадебные платья, украшенные бисером, кружевами и оборками вернулась в 70-е, а невесты 80-х с удовольствием надевали подвенечный брючный костюм. С 90-х в свадебную моду уверенно вернулись восхитительные наряды принцесс с пышными юбками и корсетами, глубоким вырезом и массивным декором, причудливой короной и длинной фатой. В 2000-е свадебные наряды стали более расслабленные и комфортные. Современная свадебная мода разнообразна и демократична. Образ невесты во многом зависит от ее личного вкуса и чувства стиля, а многочисленные коллекции дизайнеров помогают ей в этом.