Пончо является традиционной верхней одеждой жителей Латинской Америки. Оно было придумано индейцами и являлось их национальной одеждой. Известно обстоятельство, что пончо зародилось в племени Араукано, проживавшем высоко в горах. Первые образцы этой теплой, не сковывающей движения одежды, были найдены археологами в местах, где проживали представители этого племени. Относятся они к 13-14 векам.Со временем идею делать вырез в шерстяном одеяле поддержали большинство патагонцев. Всем известный вариант пончо не отличался ни особенным кроем, ни изысканностью материалов. Это был просто прямоугольный отрез ткани полтора на полтора метра, без рукавов, с прорезью для головы посередине. Правда, индейцы могли похвастаться как разнообразием цветов, так и отделкой своих пончо. К тому же, по рисунку они легко могли определить, где изготавливалось пончо, и кого оно представляет.
Основной рисунок состоял из геометрических фигур. В них индейцы зашифровывали историю жизни своего племени, сказания о мире и богах. Надо сказать, что и их потомки сумели сохранить эту традицию.Постепенно пончо из куска простой материи американских индейцев стало одеждой, привлекшей внимание не только английских и американских колонизаторов, но и европейцев. Для украшения стали использовать бахрому, разнообразию материалов приходилось лишь удивляться, отсутствие рукавов и вырез оставили без изменений. Военные стали изготавливать даже плащи, похожие на пончо, из прорезиненного материала не пропускавшего воду.
Шерсть считается главным материалом для изготовления пончо. И если для обычных людей их ткали из шерсти лам, то люди побогаче могли себе позволить пончо из альпаки. Пончо индейских вождей изготавливали из шерсти викуньи. При этом, с тонкой шерстью работали представители мужского пола, а с толстой и жёсткой — женского.Своей всемирной известностью пончо должно быть обязано стилю хиппи. Это движение положило начало развитию этнической моды. Пончо привлекал внимание молодых людей свободой кроя, уникальностью и удобством. Порой, его использовали вместо одеяла или матраса. Но хиппи были не единственными, кому пришелся по душе этот вид одежды.
В 70-е годы в моду вошли вязанные пончо. Изменился и материал. Он стал мягким, нежным и достаточно прочным. В гардеробе модниц того времени всегда можно было встретить пончо-пуловер, жилет и даже шаль. Встречались и варианты с «рваными» краями, закруглёнными линиями, кистями на краях. Пончо перестало играть роль согревающей вещи. Оно стало важной деталью любой одежды, включая костюмы.
Известные дизайнеры и кутюрье сделали его частью востребованной и модной одежды, которая сочеталась бы и с юбкой, и с джинсами. Для театра, например, прекрасно подойдёт полупрозрачное лёгкое пончо ажурной вязки с удлинёнными кистями. Не оставит равнодушным классическое с традиционной клеткой и пончо с использованием меха или хлопка.
Надо сказать, что в настоящее время пончо – это больше элемент женского гардероба. Для его украшения используют как вышивку, так и бахрому, а вырезы стали делать не только с воротом и застёжками, но и капюшоном. Но привычное шерстяное пончо не исчезло. Свободный крой классического пончо, свисая до бёдер и имея минимум украшений, способно скрыть как худобу женщины, так и её лишние килограммы. Видимо, именно данное преимущество и поддерживает интерес прекрасной половины человечества к этому виду одежды.