Платок – одна из древнейших частей одежды женщины. Распространение зависело от ряда факторов: обычаев, климатических условий, религиозных традиций и т.д. В древние времена платок на голове женщины символизировал ее зрелость. Юные девушки платков не носили.
Древний словацкий обычай гласил: чтобы весь год румяная ходила, в рождественскую ночь, девушки умывались ледяной водой, в которую бросали монетки и вытирались насухо красным льняным платком.
В жизни славян, платок, служил в основном защитой от суровых морозов. Во времена Руси, девушка которая вышла замуж не имела право ходить без платка, потому как по славянскому обычаю не принято было показывать свои волосы кому-то кроме своего мужа. Позором считалось и насильственное снятие платка с головы девушки.
В образе русской женщины, платок во все времена эстетически акцентировал внимание и служил завершением костюма. Про девушку которая не носила платка, говорили: «словно церковь без купола». Большую часть жизни, женщины ходили в платках и не снимали их вплоть до кончины. Истории не известен ни один женский головной убор, который бы придавал столько нежности, ранимости и женственности, как это делал платок. Александр Блок, в своих стихах писал о том, как гармонировал платок с образом русской девушки.
Множество обрядов и значений, внес платок в быт славянского народа. Один из важнейших свадебных обрядов – обряд окручивания. По завершению торжества, молодую жену сажали в один из углов дома, закрывали платками с четырех сторон, плели ей 2 тугие косы и надевали платок. И только по истечению двух недель, девушка, носившая на голове обрядовый, свадебный, надевала свой повседневный платок.
Свободные девушки по обычаю не могли носить на голове платок. Их головными уборами служили шапочки в мороз, а летом повязки. Одеть, незамужним платок, разрешено было лишь на прощание.
В 16 веке появились «коноватки», платки квадратной формы из плотной материи с узорами. Индийцы считают, что в появление в России платка на прямую связанно с возвращением писателя Афанасия Никитина на родину, по завершению длительного путешествия в Индию в 1460 годах.
В начале 18 века, в Европе появляются набивные платки с многочисленным выбором рисунка, от замысловатого орнамента, до карикатур политических деятелей. После похода Наполеона на Египет, в моду входит стиль ампир. По всей Европе начинается массовое производство набивных шалей.
Первая половина 19 века характеризуется модой на платки из ситца и шелка, а также пуховые, парчовые, набивные платки.
Во второй половине 19 века, востребованными становятся платки из плотного сука, с вышивкой тамбурным швом – появляется стиль Берендея.
В начале 20-го века, частью традиционного русского костюма, становятся платки-кустышки. Это были широкие, красные платки, из различной ткани. Кустышки завязывали следующим образов: узел платка должен был располагаться чуть выше лба, а уголки платка торчали по разные стороны.
В 21 веке, платки не потеряли своей актуальности. Модельеры смело экспериментируют с дизайном, различными материалами и принтами. Современная мода допускает использование платка не только, как головного убора. Теперь его можно носить на шее, использовать как аналог ремню на брюках или летний топ, браслет, отдельный аксессуар и многое другое.